|
|
|
…… Все
воскресните и ад растопчите!
Приди, Адам вместе с Евой, ныне ко Мне. Не бойтесь,
как подлежащие [уплате] долгов, ибо Я за все расплатился —
Жизнь и Воскресение.
Но ударяйте,
смертные, ад в лицо, бесчестя [его], и, на выю ему наступая,
выходите, восклицая: «Поглощены ад и смерть!»
Ради вас пришел Я, ибо Я — всех Жизнь и Воскресение,
но все с радостью
воспойте ныне псалмы и песни:
«Где победа твоя, бесчестный ад?
Где жало твое, смерть?
Вы лежите в изнеможении. Смерть, ты умерщвлена! [Некогда]
царствовавшие,
вы стали рабами, видя, что явилась
Жизнь и Воскресение!»
|
|
Воскресение
Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и
проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к
христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители
города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему
новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином
Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир
Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока
он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном
факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы
послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа
показался им нелепостью.
Но ведь в
проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из
мертвых.
Христос победил
смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для
кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом
неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его
собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес
после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь
освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение
Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства
смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, –
означает "прехождение". Назван же так этот праздник,
торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в
воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем
избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование
того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от
мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от
вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами
Божиими» (Ин. 1:12).
Значение
воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным
торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и
Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное
Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит
словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое
читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается
утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил
смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего
воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти
больше нет.
Эту радость
апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» –
благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет
сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же
отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе
Христос!»
|